Элементы привлечения посетителей на Web-сайт
Мощным стимулом посещаемости сайта является его интерактивность. Благодаря ей, сайт перестает быть статичным набором страниц и становится живым, гибким организмом, плодом не только вашей работы, но и желаний вашей аудитории.
Нужна ли интерактивность для вашего проекта - решать, конечно, вам, но подумать над этим стоит. Единственная сфера, где можно обойтись только статическими страницами - это электронные архивы, основной целью которых является ознакомление общественности с какими-либо документами: правовыми, информационными, публицистическими и т.д. Во всех остальных случаях интерактивность должна играть существенную роль в структуре сайта, являясь одним из серьезнейших инструментов дотижения конечной цели.
Простейшими проявлениями интерактивности, которые часто упускают из виду, являются гиперссылки. Мгновенный доступ к любому связанному документу - это одна из основ Всемирной паутины, фундамент ее интерактивных возможностей. Не следует пренебрегать гиперссылками. Сайт не должен быть соединен в единое целое только лишь оглавлением. Не забывайте связывать между собой ключевые понятия внутри текстовых страниц с соответствующими описаниями на вашем или других сайтах. Организуйте перекрестные ссылки на смежные материалы по страницам своего сайта, чтобы пользователю было легче в нем ориентироваться. Но соблюдайте меру. Сайт, каждое слово которого представляет собой ссылку на связанные материалы, читать очень трудно.
Интерактивность создается целым комплексом средств, часть из которых реализуется сложными программными механизмами, другие доступны даже новичкам. Ввиду дороговизны и сложности реализации продвинутых механизмов, здесь мы рассмотрим только самые простые методы создания интерактивного сайта. А одним из самых, вероятно, распространенных методов реализации любой интерактивной функции являются CGI-скрипты.
Интерактивность - это, в первую очередь, возможность высказаться. И такую возможность необходимо предоставить посетителю. Для этого существуют возвратные формы, адрес вашей электронной почты, ваш номер телефона (для коммерческого, торгового сайта телефон - необходимое условие), с помощью которых посетитель может высказать свое мнение о тематике сайте, его работе, о Web-мастере.
Возвратная форма - это специальная форма, которая позволяет написать письмо, не открывая почтовой программы и, более того, не имея собственного адреса электронной почты. Это особенно удобно для тех, кто не хочет указывать свой адрес или для тех посетителей, которые пользуются адресом на бесплатном сервере, не поддерживающем доступ из почтовой программы.
Если же посетитель желает высказаться публично, то для этого существуют гостевая книга и форум, которые вы, без сомнения, регулярно встречаете в процессе своих путешествий по Интернету. Гостевые книги организуются сравнительно простыми CGI-скриптами. Архивы этих и других скриптов вы без труда найдете на сайте. Если вы не хотите иметь дело со скриптами, то существуют специальные сервисы, которые предоставят вам уже инсталлированные и настроенные скрипты в личное пользование за небольшой объем рекламы на ваших страницах. В этом случае вам достаточно будет просто поставить ссылку на скрипт, работающий на стороннем сервере. Гостевые книги, в большинстве случаев, - это книги «жалоб и предложений», и иногда «вопросов и ответов», пользуются неизменной популярностью, поскольку обладают целым рядом очень удобных свойств. Во-первых, они чрезвычайно просты в установке и администрировании, во-вторых, записи посетителей не всегда требуют ответа, что немаловажно. Наконец, это просто сейчас модно.
В отличие от гостевых книг, форум или конференция - сложная система обмена мнениями, требующая повышенного внимания своего создателя. Существуют программы для форумов, которые поддерживают сразу несколько обсуждаемых тематик, фактически несколько различных форумов, поиск по сообщениям, а также авторизацию пользователей. Несомненно, форум - это оптимальный механизм интерактивности для больших и средних информационных ресурсов, поскольку при небольшой нагрузке на издателя они позволяют создать посетителям настоящую среду для общения. Работа с форумом относится более к маркетинговым акциям по созданию сообщества вокруг сайта.
Планируя использование форума на сайте с помощью собственного, установленного на вашем, а не на стороннем сервере, скрипта, проверьте объем доступного вам дискового пространства. Скрипт для форума, так же, как и для гостевой книги, не является ресурсоемкой программой. Сам по себе он занимает всего несколько десятков или сотен килобайт. Но при работе скрипт создает файлы с текстами сообщений, которые будут занимать какое-то место. Если у вас не очень много посетителей, и в форуме появляется несколько десятков сообщений в неделю, то вам не стоит беспокоиться. Однако при трафике в полсотни сообщений в день и более стоит подумать о том, где все эти сообщения будут храниться. Таким образом, для средних форумов требуется до 2-3 мегабайт свободного дискового пространства.
Следующий вариант интерактивного общения в режиме реального времени (онлайн) - чат. С технической точки зрения, чат обычно организуется также с помощью CGI-скрипта на собственном сервере или арендуется, как и предыдущие скрипты в специальных сервисах. В отличие от форума, чат является значительно более ресурсоемкой программой, поскольку объем сообщений в нем значительно больше. Для чата необходимо несколько десятков мегабайт дискового пространства и быстрый процессор на сервере для обработки потока поступающих данных. Следует обсудить с администратором вашего сервера возможность использования чата до того, как вы начнете его инсталлировать, так как не все серверы способны поддерживать чат. И, наконец, напомним, что интерактивность подразумевает обратную связь между посетителями, самим сайтом и издателем. И эту связь необходимо постоянно поддерживать, так как сама она развиваться не будет.
И в этой поддержке вы или специально назначенный вашей фирмой сотрудник должны быть самым активным участником, в частности, потому, что это в ваших же интересах.
Одним из наиболее популярных маркетинговых мероприятий, имеющих целью создание и увеличение постоянной аудитории и поддержку постоянного интереса к вашему ресурсу, является почтовая рассылка. Среди ваших посетителей есть много людей, приходящих к вам регулярно: некоторые — чтобы найти что-нибудь новенькое, другие - чтобы обсудить накопившиеся вопросы в конференции или в чате, остальные - просто от безделья. Но есть и другие люди - те, кому интересен ваш ресурс и разрабатываемая вами тематика, но у них нет времени часто к вам заглядывать с надеждой, что на сайте появилось что-либо новое. А есть и еще одна категория людей, которым интересна разрабатываемая вами тема, но не слишком интересен ваш ресурс. И тем, и другим, и третьим придется по вкусу идея регулярной почтовой рассылки, издаваемой вами. Теперь, если у человека недостаточно времени для частого посещения вашего сайта, он сможет приходить только за действительно интересными для него новостями. Что же касается остальных, то им будет, по крайней мере, приятно своевременно узнавать о новостях вашего сайта.
Очевидно, что для выпуска почтовой рассылки вам нужна база данных с адресами, по которым вы будете эту рассылку отправлять, то есть вам нужны подписчики. Теоретически, адреса можно купить, не спрашивая на то разрешения владельцев почтовых ящиков.
Однако в этом случае ваши действия квалифицируются как спам (принудительная рассылка рекламы без разрешения получателя) и являются незаконными во многих странах.
Конечно же, это неприятно для конечных пользователей. Представьте, что в ваш почтовый ящик ежедневно попадает большое количество «мусора». Поэтому здесь мы рассмотрим частный случай почтовой рассылки - рассылку по подписке, где пользователи самостоятельно подписываются на получение нужной им информации. Письма можно рассылать автоматически и вручную. Однако в последнем случае это становиться очень неудобным, как только количество подписчиков приближается к сотне. Для автоматизации процесса рассылки существуют специальные сервисы. Вы можете также установить для рассылки CGI-скрипт или воспользоваться специальной программой. И удаленные сервисы, и скрипты на сервере, и даже специальные программы все они обладают примерно равными возможностями: автоматическая подписка и отписка, подтверждение подписки, выпуски в разных кодировках и др. Для того, чтобы ваши посетители могли подписаться на рассылку, вы должны установить на своем сайте небольшую форму. Причем желательно устанавливать форму на каждой странице.
Более сложный вариант, требующий больших затрат энергии со стороны издателя, - это регулярная рассылка, например, еженедельная. Чтобы такая рассылка была интересна читателям, в ней должны публиковаться не только собственно новости сайта, но и тематические новости, интересные материалы, заметки, советы и т.д. Несомненно, публикуемая регулярная рассылка должна быть интересна сама по себе, а не только как приложение к сайту. Естественно, что в рассылку вы также включаете и свои новости, привлекая тем самым посетителей на свой ресурс.
В последнем случае подписка в ваших руках превращается в мощный маркетинговый инструмент, а также в хороший источник прибыли. Реклама в почтовых рассылках на данный момент с полным правом считается наиболее эффективной по параметру цена/отклик. Поэтому вы можете с большой отдачей использовать рассылку для публикации платной рекламы. Однако для того, чтобы привлечь рекламодателей, необходимо набрать несколько тысяч подписчиков, а до этого рассылка денег приносить, скорее всего, не будет. Увеличить количество посетителей сайта можно также, если поместить на главной странице информацию, пользующуюся постоянным спросом, например, новости, сводку погоды, курс доллара и т.д.
Значительно поднимет популярность вашего сайта, а, следовательно, и приведет новых посетителей, наличие страницы ссылок на ресурсы с близкой или родственной тематикой. Благодаря ей, посетители получат доступ к специализированной информации по всем областям близкой тематики, что сделает ваш сайт вдвойне привлекательным. Он будет интересен, во-первых, как источник основной информации, и, во-вторых, как полезный справочник-путеводитель по тематическим ресурсам. Правильно составленная страница ссылок обычно находится на втором или третьем месте по посещаемости среди всех страниц сайта.
Не следует думать, что обилие ссылок способствует уходу посетителя с сайта. Если человеку не нравится ваш сайт, то он волен уйти - хотите вы того или нет. Причем, возможностей для этого у него достаточно и без ссылок. В то же время, уйдя по ссылке, посетитель может еще не раз вернуться к вам, например, нажав кнопку Назад (Back) в браузере. Чтобы правильно составить страницу ссылок, просмотрите свои закладки. Вероятно, у вас скопилось достаточное количество ссылок на сайты по вашей тематике, которые вы регулярно посещаете. Это и есть основа вашей страницы ссылок. Поместите все эти ссылки на одну страницу, уберите все малозначительные и случайные, а также не относящиеся к тематике. Возможно, стоит убрать и ссылки на сайты, которые могут составить вам серьезную конкуренцию. Оставшиеся ссылки обязательно надо разбить по разделам в соответствии с их узкой тематикой. В зависимости от получившегося объема материалов, разделов может быть больше или меньше, но лучше придерживаться следующих рамок: 10-20 ссылок в разделе и не более 80 ссылок на странице. Если ссылок больше, то можно организовать несколько страниц, на каждой из которых будет представлено по одному тематическому разделу. Выделив все эти страницы в отдельную область сайта, сделайте ее оглавление, создав гиперссылки непосредственно на страницы разделов.
К каждой ссылке напишите небольшое описание на 200-300 символов, характеризующее не только сам ресурс, но - и это особенно важно - ваше отношение к нему. Учтите, что чем больше ссылок на странице, тем короче должны быть описания, чтобы общий объем текста вместе с тегами не превышал 15 килобайт. Иногда к каждой ссылке достаточно приписать просто пару слов, объясняющих, чему именно посвящен ресурс, поскольку пользователь теоретически уже ориентируется в тематике (он же изучил ваш сайт) и способен самостоятельно справиться с определением своих библиографических потребностей. Постарайтесь немного выделить ссылку, не только цветом, но и размером шрифта, чтобы она не терялась на фоне описания. Теперь нужно упорядочить ссылки по какому-либо принципу, например, по степени важности или исходя из ваших личных пристрастий. Крайне нежелательно сортировать ссылки по алфавиту, так как это ведет к официальности и потере информативности. Для небольшого персонального или коммерческого сайта лучше всего подойдет сортировка на основании ваших личных оценок рекомендуемых сайтов. Если же вы создаете сайт для профессионалов, то хорошим вариантом будет также сортировка по степени важности рекомендуемых ресурсов или по полноте раскрытия темы.
Положение рубрик тоже играет важную роль. Подумайте, что главенствует на вашем ресурсе, какая тематика вас лично интересует более всего, и согласно именно этим соображениям расположите разделы так, чтобы они наиболее полно соответствовали характеру представленной вами тематики. Теперь перед вами классифицированная страница ссылок с описаниями, которую можно представить посетителям.
Далее следует воспользоваться устоявшимся механизмом обмена ссылками. В соответствии с ним, вы находите сайт, на котором хотели бы видеть ссылку на свой ресурс, договариваетесь с его Web-мастером и ставите ссылку на его сайт на своей странице.
В ответ на сайте-партнере появляется ссылка на ваш сайт. Ссылки, которые вы поставите и которые поставят на ваш сайт, составят основу вашего будущего трафика. Несмотря на небольшой вклад каждой из них, вместе все эти ссылки - большая сила. Задача каждого Web-мастера - постоянное увеличение количества ссылок на свой сайт, а, следовательно, постоянное наращивание своего присутствия в сети.